?

Log in

"Я трагедию жизни претворю в грезофарс..."


September 14th, 2009

Следующая русская революция @ 01:06 pm

Это уже третья часть, в первой было описано моё видение политической и экономической ситуации и динамики процессов в России, во второй – суть необходимых перемен и угрозы для них, сейчас попытаюсь сформулировать всё, что связанно непосредственно с моментом перехода, со следующей русской революцией, так сказать.

Было замечательное видео «План Путина» группы «Корейские LЁDчики», в котором появлялся кадр НТВ с бегущей строкой «Конец эпохи Путина» и Киселевым в роли ведущего. Креатив, конечно, повеселил, но, честно говоря, мне бы не хотелось такого конца эпохи Путина – стоит ли менять шило на мыло, тут был подполковник КГБ с сослуживцами, тех направлял зловещий генерал армии Бобков, еще неизвестно кто хуже…

N.B.

То, о чем я пишу, вовсе не являются фантазиями о каком-то отдаленном будущем. Почитайте недавние «Россию, вперед!» Медведева и «Россию, действуй!» Лужкова и вы увидите, что «лед тронулся, господа». Кстати, встречаются явные реминисценции из открытой переписки силовиков в конце 2007 г.

И еще, все три текста лишены подробных разъяснений, цифр и доказательств. Сделано это намеренно, я не планировал писать ни книгу, ни брошюру, только три поста в ЖЖ.

Ключевые проблемы

1. Кто может сменить режим Путина/Медведева у власти? Безусловно, в России есть три типа сил, готовых сделать это хоть сейчас: ведущие региональные властные группировки* (прежде всего московская), ведущие ФПГ (прежде всего Альфа и БазЭл), «бывшие» и т.н. оппозиция (Касьянов, Немцов, Каспаров, Лимонов и проч.). В первых двух случаях меняем шило на мыло, получаем новый передел собственности, масштабный конфликт между группировками и всё тот же набор идей и действий, разве что Лужков предлагает национализацию и реприватизацию. В третьем случае получаем группу маргиналов, недоговороспособных и политически неэффективных.

* «Группировки» здесь чтобы подчеркнуть их организованный характер. Модное слово «элиты» не несёт этого оттенка значения.

Дилемма в том, что без принципиально новой команды никакие реальные перемены невозможны, но и принципиально новая команда не сможет провести эффективные преобразования без союза с одной из существующих сил, пусть и второстепенной на сегодня. Государственные институты находятся в состоянии ужасающего разложения, но попытка проводить реформы без опоры хотя бы на часть из них чревата разрухой похлеще, чем в начале 1920-х.

Кроме того, никакой принципиально новой команды не существует, и появиться в сегодняшней России она не сможет – власти слишком хорошо отработали технологию маргинализации оппозиции, да и общественный климат не тот. Единственный вариант – выстраивание некой альтернативы за пределами страны, что, кстати, является еще одним подтверждением того, что путинский режим низвел страну до уровня автократии из Третьего мира.

2. На кого сможет опереться новый режим? В самом банальном силовом смысле. На морально разложившиеся армию или силовые структуры? Дилемма в том, что без силовой опоры смена режима невозможна, но у старого режима демагогических аргументов к силовикам, скорее всего, окажется больше, ведь новый режим будет вынужден выступить с программой борьбы с засильем силовиков у власти и коррупцией в органах правопорядка, отказа от пропагандистского образа осажденной крепости и диалога с Западом. Будут ли готовы даже самые прогрессивные из силовиков рисковать головой ради подобных идей? Да и можно ли рассматривать армию и силовиков на имеющейся стадии разложения опорой?

3. Поддержит ли Запад смену режима в России? Ответ не так очевиден. Дилемма в том, что Запад декларативно заинтересован в демократизации России, но в тоже время т.н. стратегически мыслящие западные элиты не заинтересованы в появлении в лице России нового регионального, а в перспективе и глобального конкурента, т.е. медленно, но верно загнивающая путинская Россия выгоднее.

При этом дестабилизация в России является едва ли не бóльшим кошмаром для Евросоюза, чем любая диктатура в России и даже международный терроризм; ведь именно перед Евросоюзом встанет вопрос обеспечения стабильности поставок энергоносителей и замаячит перспектива гражданской войны и миллионов беженцев на восточной границе (это не важно, что в России некому и незачем участвовать в гражданской войне, Евросоюзу пресловутые стратегически мыслящие элиты будут всерьез рассматривать такую угрозу). Плюс вопрос гарантий контроля над ядерными арсеналами. И как было показано выше, принципиально новая команда может быть сформирована только за пределами России, т.е. как минимум с молчаливого согласия США и Евросоюза, но будет ли оно?

4. Чеченский фактор. На сегодня Рамзан Кадыров является наиболее успешным политическим актором России. Его личный успех и процветание Чечни зиждется на договоренностях с сегодняшним кремлевским режимом и опасность смены последнего с перспективой потерять источник финансового благополучия республики и статус неприкосновенного региона может подвигнуть Кадырова на самые неожиданные действия, особенно учитывая то, что это может быть его долгожданным шансом стать лидером всего Северного Кавказа.

Ключевые вопросы

1. О собственности. Точнее о правах собственности, возникших в результате незаконной приватизации или приобретенной на доходы от противозаконной деятельности (в первую очередь на коррупционные доходы). При сохранении сегодняшней ситуации никакие прозападные реформы**, общественное согласие и прогресс страны в целом невозможны, равно как невозможна сама дискуссия и поиск общественного согласия при полном контроле виновных над СМИ и всеми государственными институтами, но где искать русского Робеспьера более известного как Неподкупный (L'Incorruptible)?

** Без решения вопроса об оформлении и закреплении прав собственности, причем прав, признаваемых обществом, нормальное экономическое развитие невозможно. Тут можно вспомнить перуанца де Сото который именно отсутствием бесспорных прав собственности объяснял провал капиталистических реформ в странах Третьего мира.

2. О мере ответственности представителей предыдущего режима. Тут вопрос не только о собственности (см. выше) и о «гаагской программе» (см. в конце первой части), но и что важней, об ответственности за развал страны. Дилемма в том, что без гарантий личной безопасности и неприкосновенности хотя бы части собственности режим будет сражаться до последнего, не утруждая себя выбором средств, но без восстановления справедливости и наказания виновных за сложившееся положение дел, прогресс будет невозможен. Аналогично неосуждение КПСС по всей строгости заблокировало процесс демократизации в начале 90-х.

3. О переходном периоде. Как было показано во второй части, реальная демократизация страны невозможна в краткосрочный период. Для нее потребуются годы, особенно с учетом сегодняшней апатии населения. Ключевой период – до первых действительно свободных и справедливых выборов, на которых смогут выйти партии (не собранные наспех группки, а программные партии западного типа). На сегодня свободные и справедливые выборы невозможны, в том числе из-за отсутствия института партий западного типа и доверия народа к самому институту выборов. Т.е. встает вопрос легитимации нового режима и любых его действий (включая решение вопроса о собственности и гарантиях), а следовательно и успеха любых преобразований.

Некоторые подходы

1. Начало широкого и многоуровневого общественного диалога с целью достижения общественного согласия по ключевым вопросам повестки дня. Такой диалог станет основным средством борьбы с общественной апатией, механизмом ускорения демократизации, кузницей нового политического класса, групп и партий, источником первоначальной легитимности реформаторских решений.

2. Экономическая и «коррупционная» амнистия в обмен на публичное признание вины и уплату единовременного сбора. Через механизм общественного диалога – отмена срока давности по любым постсоветским преступлениям экономического и коррупционного характера с амнистированием капиталов после добровольного публичного признания вины, возвращения капиталов в страну и уплаты процента с капитала, определенного в рамках общественного диалога. Т.е. за преступления, которые не будут признаны публично и, соответственно, амнистированы, наказание может последовать без срока давности. Публичность признания вины и сопутствующая общественная дискуссия о масштабах произошедшего со страной также послужит преодолению апатии и ускорит демократизацию.

Возможно применение подобного механизма в отношении и других преступлений, связанных с профессиональной деятельностью в частности правоохранительных структур, что могло бы дать реальный шанс на вторую – честную – жизнь многим перешедшим черту в путинские времена, а также освободило бы силовиков от необходимости защищать режим до последнего.

3. Обязательная смена сферы деятельности для амнистированных госслужащих, что даст им шанс на вторую жизнь, а обществу – на строительство новых государственных институтов без носителей предыдущего коррупционного опыта. Это также создаст определенную динамику в обществе. Разумно также часть средств направить на переселение желающих (из числа амнистированных) начать новую жизнь в другом районе страны.

4. Во второй части этих записок в качестве ключевого принципа необходимых в современной России политических, социальным и экономическим преобразований уже был упомянут переход к принципиально новым конструкциям как способ преодоления общественной апатии и избавления от исчерпавших себя институтов и «усталости» системы в целом. Такими новыми конструкциями могли бы стать:
- изменение границ регионов за исключением национальных (тут слишком велик конфликтный потенциал): удар по сложившимся региональным элитам и, при правильном выборе новых границ регионов, стимулирование экономического роста;
- копирование некоторых механизмов, разработанных для себя Евросоюзом: они прогрессивней имеющихся отечественных и, в перспективе, создадут почву для упрощения диалога с ЕС и евроинтеграции России;
- максимальное стимулирование межрегиональных и международных проектов*** в области образования, науки, культуры, транспорта и т.п.;
- реформа армии в духе рекомендаций, а возможно и в формате ИПАП с НАТО (вкратце, ИПАП – механизм, позволяющий странам-партнерам НАТО реформировать вооруженные силы, задавая определенные стандарты прозрачности армии для общества, прав военнослужащих, структуры военных расходов и др.);
- и т.п.

*** Сюда бы я добавил и временную одностороннюю отмену визового режима со странами ЕС и ОЭСР, что должно не только подстегнуть туризм, но привнести определенную динамику в контакты с цивилизованным миром. Опыт оранжевых реформ показал, что отмена визового режима стала наиболее успешной мерой и реально сблизила Украину с Европой.

Безусловно основной «новой конструкцией» должно стать обращение к принципиально иному источнику исторической легитимности. Расставание с культом победы во Второй мировой и прославлением советских достижений, обретением опоры в победе демократии в августе 1991 г. и созыв Учредительного собрания по образцу 1918 г., т.е. прямое обращение к досоветскому опыту, к победе демократии в феврале 1917 г. и к досоветской республике 1 сентября 1917 г.

Быть может, все это (см. также части первую и вторую) прозвучало жёстко, быть может, даже дико или нереалистично, но господа, все те, кому дорога Россия, сегодня, когда Катастрофа кажется почти неминуемой, что ещё можно сделать для Родины? что еще мы можем предложить для изменения ситуации? Только как когда-то французы, быть реалистом и требовать невозможного, soyez réalistes, demandez l'impossible!
 
Share  |  |

Comments

 
[User Picture Icon]
From:a11
Date:September 14th, 2009 05:52 pm (UTC)
(Link)
власти слишком хорошо отработали технологию маргинализации оппозиции

да-да, так и есть я вот тут тоже пару дней назад писал на эту тему.
http://bgmt.livejournal.com/507217.html?thread=7557201#t7557201
[User Picture Icon]
From:a11
Date:September 14th, 2009 05:56 pm (UTC)
(Link)
вопрос в том, может ли вообще в политике что-то меняться резкими рывками. революции очень часто приводили - после кратких периодов эйфории - к возврату обратно к разбитому корыту.
у меня есть подозрение, что в итоге власть еще долго останется в руках людей, живущих не по совести, а "по понятиям". у меня есть только надежда на то, что сам свод этих "понятий" будет потихонечку эволюционировать по мере отдаления носителей от андроповского КГБ.
[User Picture Icon]
From:ulakya
Date:September 14th, 2009 06:03 pm (UTC)
(Link)
Может и так,. но проблема в том, что времени уже не осталось, стремительно превращаемся в Зимбабве...
[User Picture Icon]
From:a11
Date:September 14th, 2009 06:21 pm (UTC)
(Link)
...в то время как зимбабве, как я понимаю, наоборот, потихоньку выкарабкивается... свято место пусто не бывает )
[User Picture Icon]
From:ulakya
Date:September 14th, 2009 06:23 pm (UTC)
(Link)
Пока вроде бы не прошло - европейцы фыркнули и уехали, но тенденция на лицо...
[User Picture Icon]
From:a11
Date:September 14th, 2009 06:47 pm (UTC)
(Link)
это да, но тенденция, согласись )
там, как я понимаю, все упирается в прямую угрозу вымирания страны с голоду и/или от холеры.
[User Picture Icon]
From:polikliet
Date:September 14th, 2009 09:01 pm (UTC)
(Link)
Вас не удивляет, что при таком количестве френдов ваши опусы почти никто не комментирует?
[User Picture Icon]
From:ulakya
Date:September 15th, 2009 05:21 am (UTC)

:-)))

(Link)
да, на ближайшие дни запланирован страшный френдоцит
[User Picture Icon]
From:polikliet
Date:September 15th, 2009 10:42 am (UTC)

Re: :-)))

(Link)
:)))
[User Picture Icon]
From:barabanov
Date:September 15th, 2009 05:05 am (UTC)
(Link)
офф-топ: как устроился на новом месте?
[User Picture Icon]
From:ulakya
Date:September 15th, 2009 05:19 am (UTC)
(Link)
все напишу, давно собираюсь, но все как-то торможу:-(
[User Picture Icon]
From:toiexuyd
Date:January 14th, 2011 03:51 am (UTC)
(Link)
Вау прет

"Я трагедию жизни претворю в грезофарс..."