A. ULAKYA (ulakya) wrote,
A. ULAKYA
ulakya

  • Mood:

ММКФ №9: Оккупация. Мистерии / Mysterii. Okkupatsiya (Беларусь, «Перспективы»)

Фильм начинается совершенно замечательно, сразу позиционирует себя, - правда, в контексте данного фильма непонятно зачем, видимо просто ребята не смогли удержаться, - полнейший постмодернизм. В начале фильма: зимний лесной пейзаж, в санях едут два полицая и мечтают. Один хочет после войны пойти учиться на кинематографиста и снимать кино. Вопрос - какое. Со знанием дела они решают, что точно не белорусское, ибо белорусского кино не бывает.

Фильм в первую голову убивает языковое разнообразие – встречается русский, украинский, белорусский, польский и немецкий; причем все надписи на английском. Причем тут, правда, приводимые фрагменты из Ветхого завета остается не до конца понятным. Но это видимо аспект несуществования белорусского кино. Опять же неясна истинная глубина замысла режиссера, который поместил три новеллы в обратном порядке.

Давно надо было снять что-то такое кино. Тема войны уже долгие годы ждет свежего взгляда и исторического подхода. Чем дальше тем больше советский кинематограф превращал войну в Великую мистерию, в которой правда была вытеснена мифом, судьбы историями, факты штампами и т.д. По-настоящему старые фильмы («Два бойца», отчасти «Подвиг разведчика») отражают события искаженно, но в плане мифотворчества они только начинают путь к вершинам соцреализма. Даже новые фильмы («Звезда», «В августе 44-го») не могут разорвать связи с прошлым, выйти за рамки мифологизированного представления о войне, что, правда, удалось «Кукушке». Хотелось бы, чтобы смелость белорусских товарищей стала примером и для российских коллег. Судя по нескольким последним празднованиям 9 мая в коридорах, по которым когда-то задумчиво ходил генералиссимус и курил, давно уже решили сделать этот праздник главным государственным. Понятно, что в следующем году 60-летие Победы обставят в лучшем виде, соответствующий комитет уже создан. Тут вам и плац-концерт и все такое. Представляете как возрастет спрос на верноподданническое кино?

Что же собственно сняли белорусы? Немного нарочитую историю про немецкий патруль, пару полицаев, нескольких партизан и прочих граждан, проживающих в околотке. Их отношение к войне подчеркнуто неоднозначно и сложно, они не положительные и не отрицательные – они настоящие и очень противоречивые, они живут совсем в иной, отличной от нас логики. Полицаи не шибко-то жалуют немцев, партизаны не столько справедливы, сколько вороваты, кто-то любит, кто-то сошел с ума... Такая оккупация гораздо правдоподобнее и честнее что ли, как бы шокирующее она не выглядела.

Кинематографически кино слабовато, но граждански – очень сильное. И если уж Клейман говорил о необходимости сказать, то, возможно, такое слово есть более нужный сегодня поступок. Не пришло ли время сказать правду о войне – историческую и человеческую?

P.S. После сеанса зашел в мужской туалет, из трех возможностей выбрал среднюю, через некоторое время справа и слева подходят два персонажа почти синхронно – Берман и Жиндарев. Хотел было спросить: «И как вам, мужики, кино понравилось?» или пошутить по мотиваим старого американского анекдота про Джона Уэйна. Но пошел мыть руки. К подошедшему Берману нашелся вопрос по работе и как кстати!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment